Когда мы говорим “компрессор”, мысленно, перед нами возникает что-то современное, мощное, технически “продуманное” оборудование. Первым компрессором можно назвать кузнечные меха. Они использовались для повышения температуры горения в печи.
Кузнец раздвигал ручки мехов, открывая запорный клапан и впуская окружающий воздух в камеру мехов, затем с помощью мускульной силы, кузнец сжимал ручки мехов, и сжимаемый воздух подавался в печь через маленькое отверстие на конце мехов, создавая высокую температуру и плавя руду меди, олова, свинца или железа.
В Древней Греции произвелb на свет катапульту, которая действовала за счет сжатого воздуха, и в какой-то степени была продолжением технической мысли развития механических компрессоров.
В середине XVIII века немецкий физик Отто фон Герике открыл, что воздух имеет упругость и доказал существование пустоты- вакуума. Чтобы получить вакуум, он использовал поршневой насос собственного производства: в 1650 году Герике собрал прообраз машины, которую в последствии назовут поршневым компрессором.
Значительным шагом в истории развития поршневых компрессоров стало создание нашим соотечественником И. И. Ползуновым в 1765 году машины для сжатия и перемещения газа.
Вплоть до конца 19 века поршневые компрессоры безраздельно царят в сегменте воздуходувных промышленных машин.
В марте 1878 года немец Генрих Кригар из Ганновера первым запатентовал идею винтовых компрессоров. Это был один из самых первых патентов в области компрессоров, но из-за производственных возможностей того времени, они не были разработаны.
В 1932 г. шведский инженер Линсхольм смог реализовать идею винтового компрессора в жизнь. Принцип работы такого компрессора заключался в том, что воздух нагнетали два винта.
Они были введены друг в друга. Один из них – ведущий “ротор-винт” имел четыре витка, у ведомого их было шесть. Сжатие воздуха происходило в пространстве между витками винтовой пары и стенками внешнего корпуса, поэтому все внутренние элементы камеры винтового компрессора имели максимальную точность. Сама камера была заполнена маслом, которое сводило к минимуму зазоры, перегоняло воздух и смазывало рабочие элементы. Данный принцип работы используется и по сей день в современных винтовых компрессорах.
Благодаря развитию электродвигателей и двигателей внутреннего сгорания, они стали использоваться для сжатия воздуха в компрессорах, что в разы повысило эффективность и расширило область применения компрессорного оборудования.
На сегодняшний день при сохранении общих принципов работы как поршневых, так и винтовых компрессоров наблюдается уменьшение их размеров с одновременным увеличением мощности. Это позволило компрессорам тесно войти в нашу жизнь и стать незаменимым помощником во всех сферах деятельности человека: от промышленного производства до аппаратов искусственного дыхания, когда из простой воздуходувки компрессор превращается в современную систему искусственного дыхания, призванную спасти человеческую жизнь.